Подходы к оценке рисков и возможностей, связанных с изменением климата. Результаты оценки
В рамках реализации Дорожной карты по соответствию рекомендациям TCFD и выполнения задач, закрепленных корпоративной Стратегией в области экологии и изменения климата, «Норникель» совершенствует процедуры управления рисками, связанными с изменением климата.
Первым шагом в формировании данных процедур стал выбор публичных климатических сценариев для идентификации и оценки физических рисков. Далее на основе выбранных сценариев были разработаны собственные сценарии развития мировой экономики и изменения климата для идентификации и оценки рисков и возможностей переходного периода.
На следующем этапе в Компании были сформированы подходы к оценке влияния рисков, а также рисков и возможностей переходного периода на деятельность и финансовые показатели Компании, после чего были определены основные направления адаптации к данным рискам и способы их митигации.
Проект по разработке методологии управления физическими рисками для объектов Компании разделен на четыре ключевых этапа.
Этап 1. Климатическое моделирование
На начальном этапе при поддержке экспертов ИФА РАН был выполнен анализ ретроспективных данных об изменении климата с 1960-х годов, чтобы определить климатические тенденции, которые наблюдаются в регионах присутствия Компании. Анализ выявил тренд на изменение ряда климатических факторов В контексте климатического моделирования по тексту Отчета используется выражение «климатический фактор», в то время как в контексте управления рисками — «климатический риск-фактор». . Так, например, в г. Норильске каждые 10 лет температура повышалась на 0,6 °C, что подтверждает тезис о том, что температура в Арктике повышается быстрее, чем в среднем по миру.
Ретроспективные данные о значениях климатических факторов были получены с использованием измерений следующих метеостанций.
Изменение ключевых климатических факторов на территориях основных производственных площадок «Норникеля» с 1966 по 2020 год
После ретроспективного анализа было выполнено сценарное моделирование возможных изменений климатических факторов до 2050 года. Для этого Компанией были выбраны три глобальных климатических сценария, разработанные МГЭИК, — SSP1-2.6, SSP2-4.5 и SSP5-8.5 — и ансамбль моделей CMIP 6 Модели шестого поколения Проекта сравнения объединенных моделей (Coupled Model Intercomparison Project). . Выбор данных сценариев был утвержден в 2022 году Комитетом по управлению рисками при Правлении, и они были рекомендованы для дальнейшей оценки физических рисков Комитетом Совета директоров по устойчивому развитию и изменению климата Для выбранных сценариев была определена следующая вероятность реализации: SSP1–2.6 — 25%, SSP2–4.5 — 70%, SSP5–8.5 — 5%. .
Сценарий SSP1-2.6 Сокращение выбросов парниковых газов и достижение нулевого показателя выбросов к 2055 году, к 2100 году средняя температура увеличится на 1,8 °C. Общество переходит к более устойчивым практикам, при этом акцент смещается с экономического роста на общее благосостояние. Рост инвестиций в сферы образования и здравоохранения, снижение неравенства.
Сценарий SSP2-4.5 Сохранение текущих темпов увеличения выбросов парниковых газов, достижение углеродной нейтральности к 2100 году. Изменение социально-экономических факторов происходит в соответствии с историческими тенденциями. Продвижение к устойчивому развитию происходит медленно, при этом темпы развития и доходы растут неравномерно. Сценарий предполагает повышение средней температуры к концу столетия на 2,7 °C.
Сценарий SSP5-8.5 Удвоение текущего уровня выбросов парниковых газов к 2050 году. Быстрый рост и развитие мировой экономики, реализуемый за счет активного использования ископаемого топлива и увеличенного энергопотребления. К 2100 году средняя температура увеличится на 4,4 °C.
Для целей оценки рисков глобальные климатические сценарии были локализованы ИФА РАН для всех регионов присутствия Компании, включая Финляндию. Был смоделирован ряд климатических факторов до 2050 года, которые при оценке рисков учитываются как риск-факторы возникновения технико-производственных рисков Компании.
Моделирование изменения климатических факторов до 2050 года, выполненное ИФА РАН для территорий расположения активов Компании, в сценарии SSP2-4.5 Другие климатические факторы (лесные пожары, аномальный ветер и аномальный холод и т. д.) также были смоделированы, однако их изменение в моделях до 2050 года несущественно (тренд изменения отсутствует или имеет отрицательное значение) либо они нерелевантны.
Сценарий SSP2–4.5 рассматривается Компанией в качестве наиболее вероятного (базового).
Необходимо отметить, что по результатам моделирования основная доля изменения климатических факторов происходит после 2040 года.
Для выполнения задач первого этапа оценки физических рисков, связанных с изменением климата, был смоделирован перечень климатических факторов, которые доступны для прогнозирования с использованием метеоданных и климатических моделей. В дальнейшем целесообразно расширять перечень моделируемых климатических факторов, релевантных для территорий присутствия Компании.
Вместе с тем для совершенствования оценки не менее важно учитывать влияние климатозависимых факторов, таких как, например, водность речных бассейнов, дружность паводков, ледовая обстановка на Северном морском пути и другие. Моделирование таких факторов является сложной задачей, которая требует дополнительной проработки методологии и данных из других надежных источников. Формирование перечня климатозависимых факторов, воздействию которых подвержены активы Компании, является одной из приоритетных задач в рамках совершенствования оценки рисков и возможностей, связанных с изменением климата.
Этапы 2 и 3. Идентификация и оценка физических рисков
Компания провела первый этап оценки воздействия климатических риск-факторов В рамках оценки физических рисков влияние климата рассматривается на уровне
В рамках подготовки к проведению оценки, помимо моделирования климатических факторов, были проанализированы различные источники информации:
- паспорта технико-производственных и экологических рисков;
- мерзлотные карты и данные о типе фундамента зданий и сооружений, стоящих на многолетнемерзлых грунтах;
- данные системы мониторинга фундаментов зданий и сооружений, расположенных на многолетнемерзлых грунтах, развернутой в Норильском промышленном районе;
- данные о зарегистрированных дефектах и аварийных ситуациях, вызванных воздействием климатических риск-факторов, и затратах на их ликвидацию;
- данные о неблагоприятных метеорологических условиях и чрезвычайных ситуациях;
- экспертные оценки подверженности активов воздействию климатических риск-факторов.
По итогам оценки выявлены основные климатические риск-факторы и мероприятия по митигации их воздействия, уже реализуемые в Компании.
В рамках анализа отмечено, что большая часть производственных зданий и сооружений в Норильском промышленном районе построена на устойчивом (скальном) основании, поэтому влиянию деградации многолетнемерзлых грунтов в большей степени подвержена линейная инфраструктура (трубопроводы, линии электропередачи).
По результатам оценки, влияние климатических риск-факторов на кратко- и среднесрочном горизонте до 2028 года митигируется операционной деятельностью, мероприятиями и инвестиционными проектами, направленными на повышение надежности промышленных активов и инфраструктуры. При этом для митигации рисков, связанных с состоянием многолетнемерзлых грунтов в Норильском промышленном районе, на постоянной основе проводится контроль технического состояния активов путем проведения экспертиз, обследований, мониторинга состояния многолетнемерзлых грунтов и фундаментов оснований.
Для оценки влияния климатических риск-факторов на деятельность Компании на долгосрочном горизонте до 2050 года потребуются совершенствование климатического моделирования, сбор дополнительных статистических данных Компании для оценки влияния климатических риск-факторов на ее деятельность и анализ данных о геологических и мерзлотных условиях мест размещения объектов инфраструктуры. Кроме того, необходимо будет периодически актуализировать прогнозы изменения климата и совершенствовать методологию оценки с учетом новых данных.
Этап 3. Разработка подходов к митигации и адаптации
Компания провела анализ лучших международных практик адаптации к рискам, связанным с изменением климата, и их митигации на уровне городов и компаний. В рамках разработки собственных подходов к адаптации «Норникель» ориентируется на лучшие практики по следующим направлениям:
- развитие компетенций сотрудников в области изменения климата;
- формирование процедур по оценке рисков, связанных с изменением климата;
- мониторинг и анализ данных о климате и влияния климатических риск-факторов на деятельность Компании;
- оценка физических рисков, связанных с изменением климата;
- развитие сотрудничества с научными организациями по климатической тематике.
Для оценки рисков и возможностей, возникающих в процессе глобального энергоперехода, «Норникель» разработал три собственных сценария развития мировой экономики и изменения климата на горизонте до 2050 года.
«Использование долгосрочных климатических сценариев и сценариев развития мировой экономики является ключевым элементом адаптации к физическим рискам, связанным с изменением климата, а также к рискам, связанным с глобальным энергопереходом. Последний предоставляет нам и хорошие возможности, так как мировой спрос на «зеленые» металлы, производимые «Норникелем», будет расти, а углеродный след нашей никелевой продукции является одним из наиболее низких в отрасли».
Вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию «Норникеля»
Для разработки сценариев развития мировой экономики и изменения климата при участии экспертов ИНП РАН был проведен анализ порядка 190 доступных публичных сценариев от ведущих разработчиков (Международное энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, Международное агентство по возобновляемым источникам энергии, OPEC, Bloomberg, NGFS, Shell, BP, DNV и др.). В результате было составлено три сценария развития мировой экономики и изменения климата, соответствующих траекториям изменения климата, описанным в публичных сценариях SSP1-2.6, SSP2-4.5, SSP5-8.5.
Первый сценарий, «Быстрая трансформация», подразумевает достижение цели Парижского соглашения, второй, «Устойчивый палладий», ориентируется на сохранение текущих социально-
Ключевые характеристики разработанных сценариев для оценки рисков и возможностей переходного периода на горизонте до 2050 года
В качестве базового был выбран сценарий «Устойчивый палладий», согласно которому ожидается, что наряду с развитием зеленой экономики традиционные отрасли продолжат играть существенную роль. В частности, сохранится большая доля рынка у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и, как результат, устойчивый долгосрочный спрос на палладий. Два других сценария будут использоваться Компанией для
Изменение глобальных показателей в сценариях для оценки рисков и возможностей переходного периода в 2019–2050 годах
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
На основе сценариев развития мировой экономики и изменения климата, а также анализа законодательных инициатив по углеродному регулированию, рыночных трендов и ожиданий заинтересованных сторон были выявлены потенциальные риски и возможности.
Риски переходного периода
- Необходимость соответствия углеродному регулированию в юрисдикциях, в которых Компания осуществляет экспорт продукции
- Необходимость соответствия национальному углеродному регулированию
- Недостижение поставленных целей по декарбонизации:
- ввиду несоответствия реального эффекта от внедрения низкоуглеродных технологий ожидаемому или невозможности масштабировать низкоуглеродные технологии
- ввиду отсутствия возможности взаимодействовать и заключать договоры по оказанию услуг с передовыми международными компаниями — поставщиками низкоуглеродных технологий
- Невозможность привлекать дополнительные денежные средства на выгодных условиях
- Ограничение сбытовых возможностей из-за недостаточного снижения углеродоемкости продукции относительно уровня конкурентов
- Сдерживание спроса на металлы платиновой группы первичного происхождения из-за сокращения продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания
- Сдерживание спроса на никель первичного происхождения из-за снижения общего выпуска автомобилей в результате развития ridesharing и автономного транспорта, а также разработки и серийного производства новых аккумуляторов без никеля
- Сдерживание спроса на металлы первичного происхождения вследствие роста вторичной переработки
- Негативное восприятие заинтересованными сторонами действий Компании в области изменения климата
- Увеличение частоты протестов НКО и местных сообществ, в том числе коренных малочисленных народов Севера
Возможности переходного периода
- Использование инструментов ESG-финансирования
- Продажа углеродных единиц, полученных в результате реализации климатических проектов
- Применение низкоуглеродных технологий благодаря их развитию и удешевлению в долгосрочной перспективе
- Рост спроса на никель и медь первичного происхождения благодаря электрификации транспорта, росту рынка гибридных автомобилей, развитию возобновляемых источников энергии
- Рост спроса на металлы платиновой группы первичного происхождения благодаря использованию платины и палладия в водородной экономике и палладия в процессе гибридизации транспорта
- Получение преимуществ за счет низкого углеродного следа продукции
- Повышение лояльности заинтересованных сторон благодаря действиям Компании в области изменения климата
Для митигации рисков, вызванных необходимостью соответствия углеродному регулированию, Компания осуществляет регулярный мониторинг законодательных инициатив как в России, так и в странах, в которые осуществляет экспорт своей продукции.
В 2022 году в рамках «Сахалинского эксперимента» Правительством России была установлена плата за превышение квоты выбросов парниковых газов в размере 1 тыс. руб. за тонну СО2. Данный налог распространяется только на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Сахалинской области, и не затрагивает деятельность «Норникеля».
Что касается зарубежных рынков, введение трансграничного углеродного регулирования CBAM Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) — механизм пограничной углеродной корректировки. в Европейском союзе с 2023 года не несет рисков для Компании в краткосрочной перспективе, так как цветные металлы и металлы платиновой группы в настоящий момент не входят в перечень товаров, облагаемых налогом. Компания продолжит следить за развитием углеродного регулирования в России и за рубежом и прогнозировать объем связанных с ним потенциальных издержек.
В долгосрочной перспективе «Норникель» рассчитывает на свое конкурентное преимущество — один из самых низких углеродных следов продукции в отрасли.
Компания также прорабатывает возможности, связанные с торговлей углеродными единицами, которые могут быть получены в результате реализации климатических проектов, как на российском, так и на зарубежном углеродном рынке.
Для того чтобы снизить репутационные риски, возникающие в связи с глобальным переходом к низкоуглеродной парадигме развития, а также воспользоваться возможностями, Компания ведет работу по нескольким направлениям:
- проводит постоянный мониторинг требований российских и международных стандартов, наилучших отраслевых практик, рекомендаций, включая TCFD и GRI, повышает объем и качество раскрытия информации;
- поддерживает активный диалог со всеми заинтересованными сторонами, включая покупателей продукции, поставщиков и местные сообщества;
- выстраивает ответственную цепочку поставок: в 2023 году «Норникель» планирует начать собирать информацию об объемах выбросов парниковых газов у поставщиков;
- проводит аудиты и самооценки на соответствие требованиям международных и российских отраслевых стандартов и ассоциаций;
- участвует в российских и международных ESG-рейтингах, включающих в том числе разделы с оценкой деятельности в области изменения климата;
- продвигает климатическую повестку на национальных и международных площадках, делится своим опытом реализации проектов в области изменения климата и способствует развитию межотраслевого и отраслевого диалога.
«Норникель» ставит перед собой задачу по снижению выбросов парниковых газов, возникающих в процессе производственной деятельности, и сохранения одного из самых низких показателей углеродного следа продукции в отрасли. Компания ведет мониторинг рынка коммерчески доступных низкоуглеродных технологий и прорабатывает возможности сотрудничества с передовыми компаниями, разрабатывающими такие технологии.
В условиях ограничения доступа к ряду зарубежных технологий по повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов Компания предпринимает шаги по перепроектированию ключевых инвестиционных проектов с учетом доступных технологий.
Оценка устойчивости продуктового портфеля «Норникеля» в трех сценариях развития мировой экономики и изменения климата
Одним из ключевых драйверов долгосрочной стратегии «Норникеля» является растущая потребность в металлах Компании для развития низкоуглеродной экономики. Поставляя на рынок «зеленые» металлы, Компания уже активно содействует глобальному переходу к экологически чистым видам транспорта и развитию возобновляемой энергетики.
Для оценки рыночной категории рисков и возможностей переходного периода «Норникель» выполнил моделирование изменения спроса на ключевые металлы в трех собственных сценариях развития мировой экономики и изменения климата.
Прогнозирование спроса базировалось на исследовании трендов развития отраслей, являющихся основными потребителями металлов «Норникеля». Никель является ключевым материалом для производства нержавеющей стали, имеющей широкую сферу применения в различных секторах экономики — от машиностроения и строительства до возобновляемой энергетики. Кроме того, никель является основным металлом для производства нового и будущего поколений аккумуляторных батарей, развитие которых имеет ключевое значение для развития электротранспорта.
Несмотря на активную декарбонизацию и переход на электрический транспорт в сценарии «Быстрая трансформация», больший спрос на никель ожидается в сценарии «Устойчивый палладий» благодаря более высоким темпам роста ВВП и большему выпуску электрического транспорта, а в сценарии «Глобальный рост» — ввиду существенного роста потребности в металле для отраслей нержавеющей стали и сплавов.
Медь становится ключевым элементом перехода к низкоуглеродному будущему: этот металл используется при производстве высокотехнологичного оборудования, в том числе для строительства ВИЭ. Более 70% всей выпускаемой в мире меди используется в производстве кабельно-проводниковой продукции. Ожидается, что к 2050 году общее потребление меди вырастет минимум в два раза.
Аналогично прогнозу спроса на никель более высокие темпы роста ВВП и бóльшая электрификация транспорта обеспечивают большее потребление меди в долгосрочной перспективе в сценарии «Устойчивый палладий» по сравнению со сценарием «Быстрая трансформация». Наибольший спрос на медь ожидается в сценарии «Глобальный рост» благодаря самым высоким темпам роста ВВП в данном сценарии и, соответственно, большой потребности в меди в таких сферах, как транспорт, кондиционирование и охлаждение, строительство, тяжелое машиностроение, потребительские товары.
Существенный объем потребления палладия (более 80%) в среднесрочной перспективе приходится на автомобильные катализаторы в преимущественно бензиновых двигателях (включая гибриды, обладающие более низким углеродным следом по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания). Данный металл применяется для изготовления каталитических нейтрализаторов выбросов, установка которых на автотранспорте является обязательной и регламентируется на законодательном уровне в большинстве стран мира. Другими сферами применения палладия являются электроника, стоматология и ювелирное производство, химическая и фармацевтическая промышленность. Палладий может применяться в технологиях для транспортировки водорода на большие расстояния, а также для его очистки.
Главным фактором падения спроса на палладий в самом зеленом сценарии «Быстрая трансформация», предполагающем всеобщую деавтомобилизацию, является постепенный отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в ключевых экономиках мира.
В сценарии «Устойчивый палладий», принятом Компанией в качестве наиболее вероятного, умеренная электрификация транспорта снижает эффект падения спроса на палладий, а сохранение большой доли автомобилей с двигателями внутреннего сгорания поддержит спрос на данный металл.
Наибольший спрос ожидается в сценарии «Глобальный рост» благодаря высоким темпам роста ВВП и большой потребности в палладии, в первую очередь в транспортном секторе, где предполагается рост производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (за счет гибридных автомобилей), а также в ювелирном производстве.
В настоящий момент автомобильная промышленность является основной сферой применения для платины (40% потребления), где она используется для производства нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, включая гибриды. Другим значимым потребителем платины является ювелирная промышленность, на которую приходится около 25% потребления. Кроме того, платина также применяется в стекольной промышленности для производства питателей стеклоплавильных аппаратов, используемых в производстве стекловолокна и оптического стекла, а также в электронной промышленности. Платина является необходимым компонентом катализаторов для электролизеров, используемых при производстве «зеленого» водорода, а также топливных ячеек, применяемых как на транспорте, так и в стационарных решениях для выработки энергии из водорода.
Во всех сценариях развития мировой экономики и изменения климата ожидается рост спроса на платину. В сценариях «Глобальный рост» и «Устойчивый палладий» ключевым фактором, обеспечивающим потребность в платине, является сохранение высокой доли производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
При этом самый высокий спрос к 2050 году ожидается в сценарии «Быстрая трансформация»: несмотря на падение продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, развитие водородной энергетики и рынка топливных элементов обеспечит наибольшую потребность в платине по сравнению с двумя другими сценариями.
С целью уточнения возможного влияния рисков переходного периода на Компанию планируется не реже одного раза в три года актуализировать сценарии развития мировой экономики и изменения климата и оценку рисков.
На базе разработанных сценариев развития мировой экономики и изменения климата «Норникель» провел сценарный анализ сводной финансово-экономической модели до 2050 года.
Анализ показал рост выручки во всех сценариях к 2050 году относительно среднего показателя за 2017–2021 годы. Ключевые драйверы роста выручки в сценарии «Глобальный рост» — наибольший рост ВВП и численности населения, что обеспечит наибольшую потребность в палладии, никеле и меди в 2050 году относительно двух других сценариев. Несмотря на то что «Быстрая трансформация» предполагает наиболее агрессивные темпы декарбонизации, которая невозможна без «зеленых» металлов — никеля и меди, — в сценарии ожидается замедление темпов развития мировой экономики, самые низкие темпы роста ВВП и численности населения. Кроме того, ввиду общего тренда на деавтомобилизацию и развития райдшеринга (ride-sharing), объем общего парка пассажирских автомобилей, а также парка пассажирских электромобилей, водородных автомобилей и подключаемых гибридов в сценарии «Быстрая трансформация» будет ниже, чем в сценарии «Устойчивый палладий».
Для удовлетворения растущего спроса в материалах для быстроразвивающегося батарейного сектора Компания работает над расширением портфеля кобальтовой и никелевой продукции, в том числе через расширение производства сульфатов и других соединений никеля и кобальта. «Норникель» также разрабатывает технологии производства соединений лития, прекурсоров и катодного материала для нужд аккумуляторного сектора.
Для митигации риска сдерживания спроса на металлы платиновой группы, вызванного падением продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в сценарии «Быстрая трансформация», Компания исследует перспективы производства катализаторов из палладия для растущего рынка водородной энергетики. Сегодня на рынке водородной энергетики есть катализаторы на основе платины и иридия. «Норникель» рассматривает возможность повысить эффективность катализаторов, частично заменив эти металлы палладием, который, обладая экстремально высокой химической стойкостью, может быть более эффективен в катализаторах, чем другие металлы платиновой группы.
Совместно с научным сообществом «Норникель» создал первый прототип палладийсодержашего катализатора — наноразмерного металлического материала — для мембранно-электродных блоков, которые используются для генерации электролизного водорода.
«Рынок водородной энергетики еще только формируется, но уже очевидно, что водород рано или поздно займет свою технологическую нишу, в которой станет выгодной альтернативой традиционным источникам энергии. У нас есть хорошая возможность стать одним из ключевых игроков в этой отрасли, которая сейчас открыта для вывода новых инновационных продуктов — как раз таких, над созданием которых мы работаем».
Вице-президент по инновациям «Норникеля»
«Норникель» изучает перспективы использования палладия при производстве анода и катода водородно-воздушного топливного элемента и электролизера с протонообменной мембраной. В качестве производственной площадки задействован Кольский дивизион «Норникеля», который создает ограниченные партии химических соединений с металлами платиновой группы. Их можно будет использовать в качестве исходного материала — так называемых прекурсоров — для изготовления палладиевых катализаторов.
Компания видит перспективы развития не только катализаторов, но и других сегментов водородной энергетики — технологий мембранного получения высокочистого водорода, его хранения и транспортировки.
Кроме того, «Норникель» совместно с горнорудным дивизионом госкорпорации «Росатом» планирует разработку наиболее перспективного российского литиевого месторождения, расположенного в Мурманской области. Проект разработки Колмозерского месторождения предполагает выпуск карбоната и гидроксида лития в объеме 45 тыс. тонн в год.
Партнеры планируют создать масштабное интегрированное производство, от горнорудных работ и переработки до высокотехнологичной продукции, которое откроет более 1 тыс. новых рабочих мест высокой квалификации и позволит заместить импорт в Россию как литиевого сырья, так и батарейных компонентов.
«Колмозерский проект стартует в правильное время, когда стремительно растет спрос на литий в производстве электротранспорта и накопителей энергии. С учетом заявленных в других странах проектов по добыче лития нам необходимо двигаться быстро. Партнерство с «Росатомом» обеспечивает проекту максимальный набор компетенций и совместную интеграцию во все переделы батарейной отрасли».
Старший вице-президент — Производственный директор «Норникеля»